Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 074/01/17-799/2020 О НАРУШЕН... от 6 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

МАДОУ «Детский сад № 84»

456219, Челябинская область,

г. Златоуст,

пр. им. Ю.А. Гагарина, 6-я линия, 10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 074/01/17-799/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

6 мая 2020 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

в Челябинское УФАС России письмом от 18.03.2020 исх. № 02-0141 Контрольно-счетной палатой Златоустовского городского округа (далее - КСП ЗГО) направлены материалы проверки в отношении Муниципального автономного дошкольного учреждения «Детский сад № 84», в результате которой выявлены некоторые нарушения Федерального закона от 18.7.2011 № 22Э-ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Из актов проверки от 28.02.202 № 3 и приложенных к письму от 18.03.2020 исх. № 02-0141 документов, установлено следующее.

МАДОУ «Детский сад № 84» является автономным учреждением, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, и при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Законом о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ «Детский сад № 84» утверждено протоколом № 8 от 18.12.2018 Наблюдательного совета Учреждения и размещено в единой информационной системе 24.12.2018 (далее - Положение о закупке).

В соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Разделом 9 Положения о закупке установлен исчерпывающий перечень условий, при которых может проводиться закупка у единственного поставщика, в

том числе при осуществлении закупки на сумму менее 100 тысяч рублей (пункт 12 статьи 50 Положения о закупке).

Согласно статье 50 Положения о закупке решение о закупке у единственного поставщика принимает руководитель Учреждения.

В нарушение требований статьи 3.6 Закона о закупках, пункта 50 Положения о закупке Учреждением без применения конкурентных процедур осуществлены закупки линолеума у единственного поставщика на общую сумму 242,1 тысячи рублей:

- договор от 10.12.2019 № 243 с ИП <...> на сумму 126 126,32 (сто двадцать шесть тысяч сто двадцать шесть рублей 32 копейки);

- договор от 13.12.2019 № 246 с ИП <...> на сумму 116 000,00 (сто шестнадцать тысяч рублей 00 копеек).

Согласно части 5.1 статьи 3 Закона о закупках договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Следует отметить, что заключение договоров на поставку линолеума произведены в нарушение указанной нормы Закона о закупках, проведение закупок не предусмотрено планом закупок на 2019 год, размещенным в единой информационной системе.

Следует также отметить, что согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 года, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразная в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 10.9 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбуждаемым по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства проводится анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

По предварительным данным временной интервал исследования товарного рынка приходится на 2019 год, поскольку договоры заключены в 2019 году. Продуктовые границы товарного рынка - поставка линолеума. Географические границы рынка поставки линолеума - территория Российской Федерации. На территории Российской Федерации поставку линолеума осуществляет большое количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые также принимают участие в закупках.

Таким образом, рынок поставки линолеума является конкурентным.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона).

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Указанные действия МАДОУ «Детский сад № 84» не обеспечивают единства экономического пространства, не создают условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, создают неэффективное использование денежных средств, не обеспечивают расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг, препятствуют развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивают гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Однако, непроведение МАДОУ «Детский сад № 84» процедуры конкурентной закупки исключает возможность иных организаций претендовать на право заключения соответствующего договора.

Таким образом, непроведение МАДОУ «Детский сад № 84» конкурентных процедур на право заключения договора на поставку линолеума может привести к ограничению конкуренции на данном товарном рынке. Вместе с тем действия МАДОУ «Детский сад № 84» по заключению договоров на поставку линолеума путем проведения закупки у единственного поставщика являются нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленных Законом о закупках, и содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Челябинского УФАС России от 21.04.2020 № 44 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МАДОУ «Детский сад № 84» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции:

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 074/01/17-799/2020 к рассмотрению на 25 июня 2020 года в 13 часов 30 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, кабинет 318.

2. Привлечь к участию в деле в качестве:

ответчика: МАДОУ «Детский сад № 84»; ИНН 7404007149; ОРГН: 1027400582274).

3. МАДОУ «Детский сад № 84» представить в срок до 15 июня 2020 года следующую информацию:

3.1. письменные пояснения с правовым обоснованием по изложенным в настоящем определении обстоятельствам;

3.2. всю переписку с ИП Кинзиным А.Д. по вопросу заключения договоров на поставку линолеума;

3.3. копии запросов в организации, осуществляющих поставку линолеума для определения начальной (максимальной) цены договора, с приложением ответов на запросы, приложением подтверждающих документов;

3.4. расчет начальной (максимальной) цены договора с учетом периода осуществления закупки и потребностей МАДОУ «Детский сад № 84», с предоставлением подтверждающих документов;

3.5. иные документы и сведения, имеющие отношения к рассматриваемому вопросу.

Заместитель руководителя Е.Г. Рысева

Связанные организации

Связанные организации не указаны